www.gcs.ru
+7(495) 729-51-70 (ГКС)
Инновации хранения данных IBM
Как инновации в хранении информации помогают расти?

IBM: Флэш все чаще становится основной технологией хранения данных в корпоративном секторе

На требования бизнеса дать инструменты для хранения и обработки больших объемов данных поставщики отвечают все более совершенными и доступными технологиями. Один из основных драйверов развития систем хранения данных – использование флэш-памяти. Что она дает и почему вытесняет СХД на жестких дисках, в интервью CNews рассказывают Эндрю Уоллс, IBM Fellow («почетный сотрудник» – высший знак отличия для технических специалистов IBM) и главный технический директор и архитектор направления Flash Systems подразделения IBM Systems, и Кристиан Лееб-Хетцер, директор по продажам в Европе инфрактруктуры хранения данных направления HW Sales подразделения IBMSystems.

CNews: Как можете описать уровень развития систем хранения данных на флэш-памяти?
Эндрю Уоллс:

Технологии производства самой флэш-памяти уже достаточно зрелые. Сначала этот вид памяти пришел на рынок потребительской электроники, его использовали в телефонах, планшетах, других устройствах. В результате цены на нее упали до такого уровня, который позволил бы применять флэш на корпоративном рынке. Также расширение рынка делает все более целесообразными дальнейшие инвестиции в разработку и производство флэш-памяти.

Сейчас идет переходный период, когда традиционные жесткие диски все чаще заменяются устройствами на флэш-памяти. IBM поддерживает эту тенденцию, потому что по мере распространения таких систем цены продолжают снижаться, и компании могут пользоваться уже не только технологическими, но и экономическими преимуществами флэш.

CNews: Как компании могут подсчитать срок возврата инвестиций в хранилища данных на флэш-памяти по сравнению с традиционными системами?

Эндрю Уоллс:

Корпоративные заказчики оценивают ряд экономических факторов. Во-первых, это стоимость приобретения. Цена систем хранения данных на флэш-памяти уже приближается к цене аналогичных систем на жестких дисках.

Второй фактор – технологические возможности. Если принять во внимание возможность компрессии, дедупликации данных расположенных на флэш-памяти, – то использование таких систем хранения становится более выгодным.

И третий экономический фактор сравнения флэш-памяти и жестких дисков – это операционные расходы, OPEX. Для обслуживания и администрирования систем хранения на флэш-памяти требуется гораздо меньше усилий. Для настройки системы хранения данных на наивысшую производительность не нужна ручная работа, как у традиционных систем. Мы устанавливаем СХД, и она автоматически выходит на оптимальный режим. Кроме того, часто оказывается, что не нужно закупать столько лицензий на серверы баз данных, на другие программные средства, когда вы пользуетесь флэш-памятью, что еще больше усиливает экономию.

Поэтому если мы возьмем не просто закупочную цену, а совокупную стоимость владения, то сейчас она, безусловно, в пользу флэш-памяти, а не жестких дисков. Самое главное, однако, заключается в том, что очень высокая производительность флэш-памяти и простота управления дают компаниям больше возможностей обрабатывать данные для аналитики или поиска полезной информации в больших объемах исходных данных. Это легко делать с помощью флэш-памяти и сложно – с использованием жестких дисков.

Таким образом, флэш-память помогает не только экономить расходы, но и увеличивать доходы компаний.

Кристиан Лееб-Хетцер:

Интересно посмотреть на эволюцию, как меняется тема обсуждения флэш-систем с нашими заказчиками. Мы уже не столько обсуждаем технологию, сколько то, какие возможности она дает для бизнеса. Раньше системы хранения всегда считались чем-то, что замедляет бизнес, что не дает ему развиваться так, как он хочет. И вдруг в результате резкого повышения производительности СХД клиенты увидели, что новые системы способны помочь бизнесу развиваться, открывать новые горизонты. Поэтому мы сейчас ведем обсуждения с клиентами так, как никогда не могли делать это раньше.

CNews: Каким образом флэш помогает решать технологические вызовы современности, связанные с развитием интернета вещей, облаков, бизнес-аналитики и так далее?
Эндрю Уоллс:

Интернет вещей, облака и бизнес-аналитика имеют общую черту: они предоставляют людям доступ к данным в любом месте, в любое время и с помощью любого подходящего устройства. Для того чтобы быстро получить доступ к этим данным, как раз и нужна флэш-память. Она полностью, революционным образом трансформирует технологии систем хранения.

Приведу один пример. Характеристики традиционных жестких дисков таковы, что для обеспечения необходимой производительности компаниям приходилось делать несколько копий данных. Одна для отчетности, вторая для аналитики, третья для тестирования и разработок… А флэш-память работает так быстро, что необходимости во множестве экземпляров нет. Хранится лишь одна рабочая копия, и все пользователи получают к ней доступ.

Кристиан Лееб-Хетцер:

Изменения в области технологий хранения данных подкрепляют общую стратегическую линию IBM, направленную на развитие систем аналитики, мобильных технологий, социальных сетей. Все это можно превращать в звонкую монету, чтобы компании, владеющие этими системами, могли зарабатывать на полезной информации и делать наш мир лучше. И нужна именно флэш-память c ее высочайшей производительностью, чтобы поддержать все эти новые тенденции и возможности.

Новые системы способны помочь бизнесу развиваться, открывать новые горизонты
Кристиан Лееб-Хетцер
директор по продажам в Европе инфрактруктуры хранения данных направления HW Sales подразделения IBMSystems
CNews: Как флэш-технологии помогают трансформировать бизнес ваших заказчиков?
Эндрю Уоллс:

Сейчас корпоративные заказчики столкнулись с огромными проблемами. Объем данных увеличивается ежегодно по крайней мере на 40%. А бюджеты не растут на 40% в год, они остаются прежними. Задача состоит в том, чтобы как-то справиться с этой лавиной имеющимися средствами. Причем данные нужно не просто где-то сложить и сохранить. Чтобы успешно конкурировать в современном цифровом мире, их нужно анализировать, получать полезную информацию. Только в этом случае данные становятся конкурентным преимуществом. Например, если телекоммуникационная компания научится лучше использовать огромные объемы сведений о своих абонентах, она сразу вырвется вперед по сравнению с конкурентами. Или, если онлайновый розничный магазин будет знать, какие продукты и услуги вы предпочитаете, он может сфокусировать свою рекламу и резко повысить ее эффективность.

Кристиан Лееб-Хетцер:

Сейчас перед бизнесом постоянно встают новые проблемы, возникают новые задачи. Решение этих задач связано с внедрением инноваций. И любая инновация для бизнеса заключается прежде всего в повышении скорости работы.

Все должно работать в реальном времени, данные должны быть полными и хорошо защищенными. Три года назад, когда мы ввели нашу когнитивную машину IBM Watson в состав участников американской игры “Jeopardy!” (ее российская версия транслируется под именем «Своя игра». – Прим. CNews), все говорили, что это несерьезно, и не видели ее реального применения в жизни. Но мы установили Watson в Нью-Йорке – на ней теперь работает медицинская информационная система, соединенная со множеством удаленных медицинских систем. В результате врачи получили возможность мгновенно получить «второе мнение» от искусственного интеллекта.

IBM недавно приобрела компанию The Weather Company, занимающуюся предсказаниями погоды. Это высокотехнологичный бизнес, достоверность прогнозов которого влияет на работу авиалиний, морских перевозчиков, страховых компаний, аграрных компаний, организаторов массовых мероприятий и так далее. Вот что значит полнота информации, скорость, безопасность и совершенно реальное применение технологий на пользу человеку.

CNews: Чем отличаются потребности российских заказчиков от потребностей клиентов в других странах мира, в чем особенность российского рынка?
Эндрю Уоллс:

Мне нравится требовательность российских заказчиков. Они хотят тестировать все предлагаемые продукты, чтобы убедиться в том, что они могут принести им пользу – это особенно важно с учетом тех экономических трудностей, которые наблюдаются как в России, так и во всем мире в целом. И я вижу, что в России чаще покупают аппаратные решения, чем в других странах мира. Что же касается программно-конфигурируемых систем хранения данных, то здесь они пока развиты в меньшей степени.

Кристиан Лееб-Хетцер:

Я много раз бывал в России, с удовольствием сюда приезжаю. Мне нравится любопытство российских заказчиков, постоянное желание учиться, понимать технологии по-настоящему. Конечно, сейчас здесь вынуждены затягивать пояса, поэтому больших проектов, может быть, меньше, чем хотелось бы.

Но чем хороши флэш-системы – они настолько просты, что не нужно быть большим экспертом, чтобы понять их пользу. Экономическая целесообразность говорит сама за себя. Поэтому во время этого визита мы получили много новых контактов, много новых заказчиков.

CNews: Ожидаете ли вы в корпоративном секторе доминирование систем, использующих флэш, по сравнению с системами на HDD?
Эндрю Уоллс:

Мы видим, что флэш-память распространяется сейчас на корпоративном рынке систем хранения данных. И флэш-память сейчас все чаще используется для аналитической обработки больших данных.

Использование флэш-памяти позволяет достичь удивительно высокой емкости и плотности данных на каждую стойку в дата-центре. Заказчики хотят извлекать из накопленных гигантских объемов данных все больше и больше полезной информации, поэтому флэш-технологии начинают распространяться в самых разных областях, имеющих отношение к хранению данных.

Я верю, что флэш-память будет доминировать на корпоративном рынке. Если говорить конкретно, то, по моему мнению, к 2020-му году подавляющее большинство активных данных будет храниться именно на флэш-системах. Это не обязательно будут так называемые «горячие» данные, которые оперативно нужны для каждодневной работы. Речь идет о данных, к которым требуется своевременный доступ для принятия управленческих решений.

И мы видим, что сейчас поставщики облачных услуг, интернет-провайдеры и вообще все компании, которые имеют большие объемы данных, начинают всерьез рассматривать флэш в качестве основной технологии хранения.

CNews: Каким вы видите следующее поколение флэш-памяти? И видите ли вы, что придет ей на смену?
Эндрю Уоллс:

IBM на основе флэш-памяти развивает технологию Storage-class memory (SCM), имеющую по сравнению с ней определенные преимущества. Я думаю, что новая память займет корпоративный рынок точно таким же образом, как это сделала флэш-память: сначала SCM будет применяться только для приложений, требовательных к скорости доступа и обработки информации, таких, как аналитика в реальном времени. Но до того момента, когда она полностью займет место флэш-памяти, пройдет очень много времени.